Задать вопрос

Напишите ваш вопрос, пожелание или предложение. Укажите ваш телефон или электронную почту!

Телефон:
Эл. почта:
Отправить!

Более 600 медицинских учреждений России получили статус автономных.

В Госдуме состоялись Парламентские слушания на тему: «Правоприменительная практика работы автономных медицинских организаций в здравоохранении. Проблемы и перспективы», организованные Комитетом по охране здоровья.

Заместитель председателя Комитета Сергей Дорофеев признался, что когда принимался закон «Об автономных учреждениях», у многих были сомнения по поводу возможности применения этой формы к организациям здравоохранения. В настоящее время автономных учреждений в российском здравоохранении более шестисот, и это не так уж и мало.

Приводя статистику результатов применения закона, депутат обратил внимание на то, что официальная систематизация данных по этому вопросу до недавнего времени Минздравом не велась. Приказ Федеральной службы государственной статистики № 308 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения» был принят только 15 мая 2014 года. И хотя за 2014 год официальные данные уже собирались и сейчас обрабатываются, в докладе в основном были представлены сведения, собранные в результате мониторинга касающихся финансовой отчетности открытых источников и собственных исследований Комитета.

Но тем не менее, полученные Комитетом сведения позволяют назвать опыт внедрения автономных учреждений в медицине успешным. Более того, по мнению Дорофеева, именно эта организационно-правовая форма в настоящее время наиболее оптимальна для медицины, позволяя сочетать требования рыночных механизмов и социальные обязательства.

Председатель Комитета Сергей Калашников уверен, что все организационно-правовые формы имеют право на жизнь, но при этом необходимо жестко определить различия между ними, особенности их функционирования, а главное – определить нишу, которую каждая из них будет занимать. Не менее важно определить обязательства медицинских учреждений по вопросу оказания ими качественной и доступной медицинской помощи.

По мнению директора Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Владимира Стародубова, деятельность в качестве автономного требует тщательного планирования и медицинской, и финансово-хозяйственной деятельности. Форма автономного учреждения дает определенные упрощения, но это лишь незначительное «ослабление цепи». Необходимо, уверен Стародубов, двигаться дальше, к различным формам государственно-частного партнерства.

Директор Департамента инфраструктурного развития и государственно-частного партнерства Минздрава России Андрей Казутин затронул вопрос взаимоотношения учредителя автономной медицинской организации, который отвечает за конкретное учреждение и должен иметь рычаги контроля с ее руководителем, который в данной ситуации выступает в качестве единоличного исполнительного органа.

Вопросы взаимоотношения автономных медицинских организаций с системой обязательного медицинского страхования разъясняла заместитель председателя ФФОМС Светлана Карчевская.

Несомненным положительным эффектом перехода в статус автономной организации выступавшие называли упрощение процедуры закупок. Это, по их мнению, имеет особое значение для медицинского учреждения, особенно, если осуществить закупку необходимо оперативно,

например, во время эпидемий или иных экстремальных ситуаций. Другим положительным результатом называли возможность поддерживать высокий уровень заработной платы. Распространена практика оказания медицинской помощи по госзаданию и в рамках системы обязательного медицинского страхования на оборудовании, приобретенном за счет поступлений от платных услуг.

В ходе дискуссии были затронуты вопросы финансирования госзадания и работ по системе ОМС, возможности размещения средств, полученных от оказания платных услуг на счетах коммерческих банков, увеличения предельной суммы закупок. Негативной тенденцией назвали участники сложившуюся практику, при которой доход от платных услуг направляется на повышение заработной платы, а не обновление основных фондов или повышение качества медицинской помощи.

Беспокойство у руководителей медицинских учреждений вызывает зависимость медицинской организации от учредителя в сфере определения штатного расписания, назначения-отставки руководителя, ряде других вопросов. По мнению участников обсуждения, к этим решениям имеет смысл подключить Наблюдательный совет учреждения, тем более, что в него входят и представители учредителя, и органов власти, и общественных организаций.